Недосекин Федор Александрович

Материал из Историческая энциклопедия трубчевского музея
Перейти к: навигация, поиск
Участник ВОВ
Дата рождения
Место Рождения
Дата смерти
Место смерти
Годы службы
Род войск

Недосекин Федор Александрович родился в 1913 г. в г. Трубчевск Орловской губернии в семье кузнеца. окончил трубчевскую среднюю школу. В 1929 г. поступил работать на автобазу управления связи Московского округа на должность слесаря. Закончил рабфак МАДА. В 1931 поступил в институт МАДИ, который окончил в 1937 г. После чего направлен прорабом на строительство моста р. Шеренгой в Монгольскую народную республику. Затем начальник испытательной станции дорожно-строительных машин. В конце 1939 г. переведен из Монголии в Карелию на должность начальника участка в г. Выборг. С августа 1941 в армии на Ленинградском, Волховском, Карельском фронтах. В должности пмощника начальника отделения автодорожной службы Карфронта. По собственной просьбе переведен помощником начальника отдела автодорожной службы 32 армии Карельского фронта. В мае 1943 назначен командиром 139 отдельного мотосто-строительного батальона, в этой должности прибывал до окончания войны. За время войны был дважды ранен. В июне 1946 командир батальона строившего аэродром. В 1947-1969 гг. занимал ряд ответственных постов в центральном управлении и Главном военно-строительном управлении Министерства Обороны. В 1969 г. демоболизован в звании полковник-инженер. Работал в "Тракторэкспорт". После чего работал до 1984 года в должности старшего инженера фирмы "Тракторинтех". Посетил по долгу службы Болгарию, Венгрию, ГДР, Чехословакию, ФРГ, Финляндию, Швецию, Норвегию. С 1984 работал ведущим инженером учебно-исследовательского центра МАДИ. Недосекин Ф.А. награжден 18 правительственными наградами. Член КПСС с 1937 г. В семье Федора Александровича были два брата и сестра: Александр участник Великой Отечественной войны, Николай погиб в 1943 году, сестра Анастасия - врач.[1]

Вечером 8 февраля 1942 г. ему, уже старшему технику–лейтенанту и помощнику начальника автомобильного отдела, был дан приказ командующего Карельского фронта ? возглавить автоколонну в 40 машин, загрузить их снарядами, минами и боеприпасами и доставить к утру 9 февраля в пос. Повенец. В составе колонны были ЗИС, ГАЗ–АА, вездеходы ГАЗ–60, водителями которых оказались неопытные, «необстрелянные» и совсем недавно призванные в армию солдаты, взятые из разных войсковых частей. Времени для осмотра и капитальной подготовки автомашин к маршу уже не было. Неприятности начались уже в начале маршрута (вездеходы не были в состоянии преодолеть даже незначительные подъёмы и их приходилось буксировать с помощью ГАЗ–АА), а в конце его случилась трагедия. Вспоминает Ф. А. Недосекин: …Ночь была лунная. Перед водителями поставил общую задачу ? двигаться по открытой местности с выключенными фарами с интервалом 50 м. И вот в момент, когда была подана команда «По машинам!», нас обнаружил немецкий самолёт–разведчик. Наш путь лежал по свежему, чуть окрепшему льду Беломор–Балтийского канала. В момент движения колонны появились лёгкие бомбардировщики ? их было пять. Немецкие «асы» начали охоту за каждой машиной. Сбросив свой бомбовый груз, самолёты продолжали обстрел из пулемётов трассирующими и разрывными пулями. Колонна потеряла свой строй. Водители изворачивались, отчаянно петляли, маневрировали, чутьём угадывали, куда направить машину, пытаясь избежать прицельных бомб пикирующих бомбардировщиков. Но избежать потерь не удалось. Машины, потерявшие управление, кружили по льду, переворачивались или с грохотом уходили на дно канала с погибшими водителями. Другие продолжали движение в окружении высоких столбов воды. Громовые раскаты от разрыва бомб, мин и снарядов, а также шум самолётов создавали обстановку безысходности… Было страшно и жутко, а умирать бесславно в 28 лет не хотелось. Скорее бы выбраться из этого пекла! На наше счастье, в воздухе появились наши «ястребки». Большую помощь оказали нам и зенитчики... К месту назначения прибыли 28 автомашин, мы потеряли 6 человек водителей, одного офицера, 6 машин и все вездеходы. И всё же командование части поблагодарило личный состав автоколонны. А меня даже наградили боевой медалью, которая стала мне дороже всех последующих орденов и медалей, полученных в Великую Отечественную войну. [2]

Фотографии

Источники и литература

  1. Краткая автобиография полковника в отставке Недосекина Федора Александровича. Материалы "МБУК Трубчевский музей и планетарий
  2. Приходько В., Стахевич А., Шашина Н. Выпускники МАДИ -участники Великой отечественной войны. На синмке: Ф.А. Недосекин // Высшее образование в России. 2005. №4. На сайте "Сyberleninka".Дата обращения: 07.04.2020).
  3. Фотография. Фонды МБУК "Трубчевский музей и планетарий": ТКМ № 4570/2