Ковалев Иван Васильевич — различия между версиями

Материал из Историческая энциклопедия трубчевского музея
Перейти к: навигация, поиск
(Награды)
Строка 18: Строка 18:
 
===Награды===
 
===Награды===
 
* Медаль "За оборону Кавказа"<ref name="УПК"/> - во время битвы за Кавказ немецко-фашистские войска перерезали железнодорожные пути на Северный Кавказ. Нефть из Баку и Грозного стали доставлять по Каспийскому морю. Чтобы ускорить подвоз нефтепродуктов, руководство Красной Армии в августе 1942 года направило 47-ю ж/д бригаду на ввод в строй линии Кизляр - Астрахань. 30-й мостовой батальон (ком-р Н. А. Перов, агитатор И. В, Ковалев) строил наплавной ж/д мост на Волге. Работы велись под непрерывным воздействием вражеской авиации, в тяжелых бытовых условиях - суровый климат (днем жарко, ночью холодно), не хватало воды и материалов для землянок. В целях наращивания мощности ст. лейтенант П. Г. Мемнонов предложил навести наплавной мост на баржах не обычным способом, а поперек течения, так называемым методом «лента из барж». Подобный способ установки барж в инженерной практике используется редко, применяли его впервые в нашей стране». Из-за недостатка барж наплавной мост пришлось наводить «лентой», т.е. своеобразной кильватерной колонной (вдоль продольной оси барж) — одна баржа за другой. Параллельно на обоих берегах сооружали эстакады. ''«Но характер у наплавного моста оказался капризным, — вспоминал генерал-полковник П. А. Кабанов, — потребовалось тщательно следить за точным соблюдением прямолинейности оси в плане и профиле. Течение сносило баржи, уровень воды постоянно изменялся. «Шалости» природы нужно было устранять или смягчать. При любых условиях рельсовая колея должна лежать прочно, ровно и прямо»''. Ввод в эксплуатацию железных дорог значительно повысил устойчивость работы прифронтовых железных дорог Сталинградского региона.<ref name="Книга ж/д войска России"/>  
 
* Медаль "За оборону Кавказа"<ref name="УПК"/> - во время битвы за Кавказ немецко-фашистские войска перерезали железнодорожные пути на Северный Кавказ. Нефть из Баку и Грозного стали доставлять по Каспийскому морю. Чтобы ускорить подвоз нефтепродуктов, руководство Красной Армии в августе 1942 года направило 47-ю ж/д бригаду на ввод в строй линии Кизляр - Астрахань. 30-й мостовой батальон (ком-р Н. А. Перов, агитатор И. В, Ковалев) строил наплавной ж/д мост на Волге. Работы велись под непрерывным воздействием вражеской авиации, в тяжелых бытовых условиях - суровый климат (днем жарко, ночью холодно), не хватало воды и материалов для землянок. В целях наращивания мощности ст. лейтенант П. Г. Мемнонов предложил навести наплавной мост на баржах не обычным способом, а поперек течения, так называемым методом «лента из барж». Подобный способ установки барж в инженерной практике используется редко, применяли его впервые в нашей стране». Из-за недостатка барж наплавной мост пришлось наводить «лентой», т.е. своеобразной кильватерной колонной (вдоль продольной оси барж) — одна баржа за другой. Параллельно на обоих берегах сооружали эстакады. ''«Но характер у наплавного моста оказался капризным, — вспоминал генерал-полковник П. А. Кабанов, — потребовалось тщательно следить за точным соблюдением прямолинейности оси в плане и профиле. Течение сносило баржи, уровень воды постоянно изменялся. «Шалости» природы нужно было устранять или смягчать. При любых условиях рельсовая колея должна лежать прочно, ровно и прямо»''. Ввод в эксплуатацию железных дорог значительно повысил устойчивость работы прифронтовых железных дорог Сталинградского региона.<ref name="Книга ж/д войска России"/>  
<p>Мост закончили за 10 дней. Армия получила больше горючего.  В последующем 47-я бригада закончив строительство линии Кизляр-Астрахань, обеспечивала прикрытие головного участка от Астрахани до Досанга. Во время боев под Сталинградом бригада обеспечила увеличение пропускной способности магистрали с 9 до 24 пар поездов в сутки, несмотря на то, что враг не жалел бомб, чтобы вывести из строя важную стратегическую линию.<ref name="Книга ж/д войска России"/> <ref name="Книга ж/д Мемуары">Кабанов П. А. Стальные перегоны. — М.: Воениздат, 1973. С.147-151<ref><p/>
+
<p>Мост закончили за 10 дней. Армия получила больше горючего.  В последующем 47-я бригада закончив строительство линии Кизляр-Астрахань, обеспечивала прикрытие головного участка от Астрахани до Досанга. Во время боев под Сталинградом бригада обеспечила увеличение пропускной способности магистрали с 9 до 24 пар поездов в сутки, несмотря на то, что враг не жалел бомб, чтобы вывести из строя важную стратегическую линию.<ref name="Книга ж/д войска России"/> <ref name="Книга ж/д Мемуары">Кабанов П. А. Стальные перегоны. — М.: Воениздат, 1973. С.147-151</ref><p/>
  
* Медаль "За боевые заслуги"<ref name="УК">[https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_kartoteka1270675175/ ЦАМО. Шкаф:40. Ящик:25. Учетная картотека] ''На сайте "Память народа".'' Дата обращения 09.10.2022.</ref>Приказ № 112/н от 18.06.1944 г. Издан Военным Советом 2 Украинского фронта - gри отступлении за Днепр противник подорвал на Кременчугском (Крюковском) ж/д мосту 6 пролетных строений из 11. Работы были организованы yf 3 самостоятельных участка[. 47-я ж/д бригада отвечали за первый участок на левобережье. <ref name="Книга ж/д войска России">Железнодорожные войска России. Кн. 3. На фронтах Великой Отечественной войны: 1941–1945/Н. Л. Волконский, A. Г. Дьячкин, Н. А. Зензинов, Е. Б. Сизов, А. Ф. Столяров, B. В. Яробков; под ред. Г. И. Когатько. — М.: «Стэха», 2002. С.276<ref>
+
* Медаль "За боевые заслуги"<ref name="УК">[https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_kartoteka1270675175/ ЦАМО. Шкаф:40. Ящик:25. Учетная картотека] ''На сайте "Память народа".'' Дата обращения 09.10.2022.</ref>Приказ № 112/н от 18.06.1944 г. Издан Военным Советом 2 Украинского фронта - при отступлении за Днепр противник подорвал на Кременчугском (Крюковском) ж/д мосту 6 пролетных строений из 11. Работы были организованы на 3 самостоятельных участках. 47-я ж/д бригада отвечали за первый участок на левобережье.<ref name="Книга ж/д войска России">Железнодорожные войска России. Кн. 3. На фронтах Великой Отечественной войны: 1941–1945/Н. Л. Волконский, A. Г. Дьячкин, Н. А. Зензинов, Е. Б. Сизов, А. Ф. Столяров, B. В. Яробков; под ред. Г. И. Когатько. — М.: «Стэха», 2002. С.276</ref>
 
<p>Fгитатор 30-го мостового железнодорожного батальона 47 железнодорожной бригады капитан Иван Васильевич Ковалев во время восстановления мостов через реки Псел и Днепр (ниже г. Кременчуг) приложил много энергии и настойчивости в руководстве агитаторами. Регулярно инструктируемые, агитаторами под командованием Ковалева, бойцы знали задачи дня, события на фронте, что мобилизовало личный состав на выполнение и перевыполнение поставленных задач. Ежедневно агитаторы показывали в наглядной агитации лучших бойцов и командиров, чем воодушевляли остальных. Агитационно-массовая работа организованная в батальоне Ковалевым была командованием бригады была признана лучшей. За декабрь месяц производительность по батальону выросла до 180,6 %, а Днепровский мост построен быстрее на 44,9%, что раньше срока на 17 дней. Более 500 мастеров выполнили задание свыше 200%. "За отлично организованную и проведенную устную и наглядную агитацию, руководство полит.массовой работой непосредственно на восстановлении моста тов. Ковалев достоин награждения медалью "За боевые заслуги". Представлен к награде в январе ком.батальона майором Перовым, награжден в июне 1944 г.<ref name="Медаль За боевые заслуги">[https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie32328887/ ЦАМО. Ф.33. Оп.690155. Д.1282. Наградной лист: медаль "За боевые заслуги"] ''На сайте "Память народа".'' Дата обращения 09.10.2022.</ref><p/>
 
<p>Fгитатор 30-го мостового железнодорожного батальона 47 железнодорожной бригады капитан Иван Васильевич Ковалев во время восстановления мостов через реки Псел и Днепр (ниже г. Кременчуг) приложил много энергии и настойчивости в руководстве агитаторами. Регулярно инструктируемые, агитаторами под командованием Ковалева, бойцы знали задачи дня, события на фронте, что мобилизовало личный состав на выполнение и перевыполнение поставленных задач. Ежедневно агитаторы показывали в наглядной агитации лучших бойцов и командиров, чем воодушевляли остальных. Агитационно-массовая работа организованная в батальоне Ковалевым была командованием бригады была признана лучшей. За декабрь месяц производительность по батальону выросла до 180,6 %, а Днепровский мост построен быстрее на 44,9%, что раньше срока на 17 дней. Более 500 мастеров выполнили задание свыше 200%. "За отлично организованную и проведенную устную и наглядную агитацию, руководство полит.массовой работой непосредственно на восстановлении моста тов. Ковалев достоин награждения медалью "За боевые заслуги". Представлен к награде в январе ком.батальона майором Перовым, награжден в июне 1944 г.<ref name="Медаль За боевые заслуги">[https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie32328887/ ЦАМО. Ф.33. Оп.690155. Д.1282. Наградной лист: медаль "За боевые заслуги"] ''На сайте "Память народа".'' Дата обращения 09.10.2022.</ref><p/>
 
[[Файл:Ковалев Иван Васильевич 4.jpg|300px|thumb|left|Ковалев И.В. - пятый слева.<br> г. Надь Кёреш Венгрия. 28.02.1945.<ref>Фонды МБУК "Трубчевский музей и планетарий": ТКМ №2195/23</ref>]]
 
[[Файл:Ковалев Иван Васильевич 4.jpg|300px|thumb|left|Ковалев И.В. - пятый слева.<br> г. Надь Кёреш Венгрия. 28.02.1945.<ref>Фонды МБУК "Трубчевский музей и планетарий": ТКМ №2195/23</ref>]]

Версия 17:59, 9 октября 2022

Ковалев Иван Васильевич
Ковалев Иван Васильевич 2.jpg
Ковалев И.В. 1948 год[1]
Участник ВОВ
Дата рождения 01.06.1941[2][3]
Место Рождения г. Трубчевск, Орловской губернии[2][3]
Дата смерти
Место смерти
Годы службы 04.11.1925-?; 09.1941 - 08.08.1946 гг.[2][3]
Род войск мостостроительный ж/д батальон
капитан[2][3]

Ковалев Иван Васильевич - 1903 г.р., уроженец г. Трубчевск. Русский.[4] Член ВКПб с 1930 г.[5][4] До войны учитель школы №1 г. Трубчевск. Был мобилизован в сентябре 1941г. Участвовал в обороне Кавказа, форсирования Днепра (в районе Кременчуга строили мост - получил награду медаль "За боевые заслуги"), участвовал в боях за Будапешт (в составе II Украинского фронта), В Чехословакии обеспечивал выполнение ряда боевых задач по возведению инженерных сооружений, за что награжден орденом Красная Звезда.[6].

Участие в ВОВ

Место службы - 30 мостового железнодорожного батальона 47 Ордена Красной Звезды железнодорожной бригады Степного фронта (Управление военно-восстановительных работ 14); 1184 рабб Приволжского военного округа.[2][3]

Призван в Красную Армию в сентябре 1941 г. Трубчевским РВК Орловской области. С мая 1942 года на Крымском фронте[5], с сентября 1942 года на Северо-Кавказском фронте, с января 1943 г. Сталинградский и Южный фронт, с сентября 1943 г. Степной и 2-й Украинский фронта.[4]

Награды

  • Медаль "За оборону Кавказа"[3] - во время битвы за Кавказ немецко-фашистские войска перерезали железнодорожные пути на Северный Кавказ. Нефть из Баку и Грозного стали доставлять по Каспийскому морю. Чтобы ускорить подвоз нефтепродуктов, руководство Красной Армии в августе 1942 года направило 47-ю ж/д бригаду на ввод в строй линии Кизляр - Астрахань. 30-й мостовой батальон (ком-р Н. А. Перов, агитатор И. В, Ковалев) строил наплавной ж/д мост на Волге. Работы велись под непрерывным воздействием вражеской авиации, в тяжелых бытовых условиях - суровый климат (днем жарко, ночью холодно), не хватало воды и материалов для землянок. В целях наращивания мощности ст. лейтенант П. Г. Мемнонов предложил навести наплавной мост на баржах не обычным способом, а поперек течения, так называемым методом «лента из барж». Подобный способ установки барж в инженерной практике используется редко, применяли его впервые в нашей стране». Из-за недостатка барж наплавной мост пришлось наводить «лентой», т.е. своеобразной кильватерной колонной (вдоль продольной оси барж) — одна баржа за другой. Параллельно на обоих берегах сооружали эстакады. «Но характер у наплавного моста оказался капризным, — вспоминал генерал-полковник П. А. Кабанов, — потребовалось тщательно следить за точным соблюдением прямолинейности оси в плане и профиле. Течение сносило баржи, уровень воды постоянно изменялся. «Шалости» природы нужно было устранять или смягчать. При любых условиях рельсовая колея должна лежать прочно, ровно и прямо». Ввод в эксплуатацию железных дорог значительно повысил устойчивость работы прифронтовых железных дорог Сталинградского региона.[7]

Мост закончили за 10 дней. Армия получила больше горючего. В последующем 47-я бригада закончив строительство линии Кизляр-Астрахань, обеспечивала прикрытие головного участка от Астрахани до Досанга. Во время боев под Сталинградом бригада обеспечила увеличение пропускной способности магистрали с 9 до 24 пар поездов в сутки, несмотря на то, что враг не жалел бомб, чтобы вывести из строя важную стратегическую линию.[7] [8]<p/>

  • Медаль "За боевые заслуги"[9]Приказ № 112/н от 18.06.1944 г. Издан Военным Советом 2 Украинского фронта - при отступлении за Днепр противник подорвал на Кременчугском (Крюковском) ж/д мосту 6 пролетных строений из 11. Работы были организованы на 3 самостоятельных участках. 47-я ж/д бригада отвечали за первый участок на левобережье.[7]
<p>Fгитатор 30-го мостового железнодорожного батальона 47 железнодорожной бригады капитан Иван Васильевич Ковалев во время восстановления мостов через реки Псел и Днепр (ниже г. Кременчуг) приложил много энергии и настойчивости в руководстве агитаторами. Регулярно инструктируемые, агитаторами под командованием Ковалева, бойцы знали задачи дня, события на фронте, что мобилизовало личный состав на выполнение и перевыполнение поставленных задач. Ежедневно агитаторы показывали в наглядной агитации лучших бойцов и командиров, чем воодушевляли остальных. Агитационно-массовая работа организованная в батальоне Ковалевым была командованием бригады была признана лучшей. За декабрь месяц производительность по батальону выросла до 180,6 %, а Днепровский мост построен быстрее на 44,9%, что раньше срока на 17 дней. Более 500 мастеров выполнили задание свыше 200%. "За отлично организованную и проведенную устную и наглядную агитацию, руководство полит.массовой работой непосредственно на восстановлении моста тов. Ковалев достоин награждения медалью "За боевые заслуги". Представлен к награде в январе ком.батальона майором Перовым, награжден в июне 1944 г.[4]<p/>
Ковалев И.В. - пятый слева.
г. Надь Кёреш Венгрия. 28.02.1945.[10]
  • Орден Красная Звезда[9] Приказ № 6/н от 25 апреля 1945 года издан 2 Украинским фронтом - агитатор 30-го мостового железнодорожного батальона 47 железнодорожной бригады капитан Иван Васильевич Ковалев для восстановления ж/д моста через реку Ваг у города Шаля (словацк. Šaľa, южная Словакия) мобилизовал 600 человек гражданского населения (из них 200 специалистов железнодорожников). Личный состав батальона дал на объекте в среднем 45,95 погонных метров готового моста в сутки.

<p>На восстановлении ж/д моста-виадука на 52 км у города Братислава (Словакия), прибыв на 5 дней раньше батальона мобилизовал 2500 человек гражданского населения, к моменту прибытия подразделений батальона все подготовительные работы были выполнены, что обеспечило успех всей последующей операции. На объекте личный состав выполняли приказы-задания на 200-400%, не уходя с объекта во 2,5 суток, делая по 33,7 погонных метра и закончив восстановление на 28 часов раньше срока при хорошем качестве.<p/> <p>За умелую и четкую организацию работы, обеспечившей мобилизацию всего личного состава, мобилизацию гражданского населения и умелое руководство им представлен к награде орденом Красная Звезда. По заключению командира 47 ж/д бригады награжден орденом "За отличную организацию и руководство партийно-политической работой, обеспечившей своевременное и качественное восстановление железнодорожных мостов, имеющих исключительное значение в наступательных операциях передовых частей и проявленную при этом инициатив, энергию и настойчивость ...".[5]<p/>

  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»[9] Указ Президиума Верховного Совета СССР от 09.05.1945[11]
  • Медаль "За взятие Будапешта"[3][9]Указ Президиума Верховного Совета СССР от 09.06.1945[12]

Источники и литература

  1. Фонды МБУК "Трубчевский музей и планетарий": ТКМ №43
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 ГУК МО РФ На сайте "Память народа". Дата обращения 09.10.2022.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 ЦАМО. Шкаф:89. Ящик:17. Учетно-послужная картотека На сайте "Память народа". Дата обращения 09.10.2022.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 ЦАМО. Ф.33. Оп.690155. Д.1282. Наградной лист: медаль "За боевые заслуги" На сайте "Память народа". Дата обращения 09.10.2022.
  5. 5,0 5,1 5,2 ЦАМО. Ф.33. Оп. 690306. Д.230. Наградной документ: орден Красная Звезда На сайте "Память народа". Дата обращения 09.10.2022.
  6. Фонды МБУК "Трубчевский музей и планетарий": ТКМ №2195/23
  7. 7,0 7,1 7,2 Железнодорожные войска России. Кн. 3. На фронтах Великой Отечественной войны: 1941–1945/Н. Л. Волконский, A. Г. Дьячкин, Н. А. Зензинов, Е. Б. Сизов, А. Ф. Столяров, B. В. Яробков; под ред. Г. И. Когатько. — М.: «Стэха», 2002. С.276
  8. Кабанов П. А. Стальные перегоны. — М.: Воениздат, 1973. С.147-151
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 ЦАМО. Шкаф:40. Ящик:25. Учетная картотека На сайте "Память народа". Дата обращения 09.10.2022.
  10. Фонды МБУК "Трубчевский музей и планетарий": ТКМ №2195/23
  11. ЦАМО. Шкаф: 40. Ящик 25. Наградной документ: медаль Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» На сайте "Память народа". Дата обращения 09.10.2022.
  12. ЦАМО. Шкаф: 40. Ящик 25. Наградной документ: медаль "За взятие Будапешта" На сайте "Память народа". Дата обращения 09.10.2022.